Серия "Ведьма Магдалина" от Марии Стрельцовой
Эти тексты попались мне не просто так. О них в одном из обсуждений весьма лестно отзывался один человек, который славится хорошим читательским вкусом. В этом же обсуждении были выловлены и обложки, и цитаты из текстов. Отзыв о серии был очень аппетитным, я прочла четыре книги, единственное, что спасает того, кто хвалил их передо мной: человек сам их не читал и ориентировался на цитаты. Предложения со смыслом, вырванные с мясом и треском из контекста.
Открывая первую историю серии я надеялась на то, что познакомлюсь с чем-то вроде романов от Саймона Грина. Есть Саймон Грин с его детективом на Темной Стороне Лондона, а есть Мария Стрельцова со своей ведьмой Магдалиной, почти что Грин, только доморощенный... Примерно это я надеялась получить.
В общем, история начинается со знакомства с ведьмой Магдалиной и её клиентами. И отворажвать она может, и привораживать, и иные противоестественные вещи сотворять, но особые способности у нашей ведьмы - к плетению защитных заклинаний. А поэтому все связанные с криминалом личности регулярно к ней наведываются в гости. Чтоб получить "охранку" на год, заклятье, которое делает околдованного человека неуязвимым для врагов и неприятных случайностей.
Эх, сейчас бы от всей души проехаться по наполнению текстов с точки зрения соответствия с существующими в реальности фактами и легендами...
Но с фактами насчет особенностей жизни криминальных авторитетов у меня плохо. Понятия не имею, как там и что на самом деле. Но как-то явно не так, как в этих книгах описывается. С этой стороны разбора могу сказать только одно: лажа есть, она чувствуется, но где именно эта лажа присутствует - разобраться сможет только человек, который хоть каким-то боком был с этим связан. Если, конечно, ему хватит сил дочитать все тексты о ведьме Магдалине, что маловероятно, разве что мотивом будет повышение настроения этим литературным анекдотом.
Информация из легенд о ведьмовстве мне более доступна. Кое-кто из читателей-почитателей историй о ведьме Магдалине радуется тому, что автор практикующий рунолог-и-еще-что-то-там-такое и, значится, вплетает в тексты описание срабатывающих ритуалов, обрядов и заговоров. И, дескать, книги прекрасны из-за этих описаний и из-за того, что главное действующее лицо - практикующая за доллары ведьма.
Я видела парочку человек, ударенных эзотерикой, которые воспринимали эти книжки, как мемуары практикующей ведьмы, созданные в назидание начинающим магам и колдуньям. Хе-хе. Я бы сказала, что эти книги созданы не в назидание и не в качестве удобрения для озабоченных овладением магией личностей, а для дезинформации будущих конкурентов в сфере эзотерических услуг. Чтоб, значит, эти конкуренты вообще исчезли с горизонта и не мешали деньги зарабатывать. Это мое ИМХО, теперь можно и к ошибкам в фактах переходить.
1) Дескать, существуют ведьмы-"книжницы", которые творят заклинания, черпая силу из написанных их прабабками, бабками и матерями книг. И есть просто ведьмы, которым книги не досталось. Первые - сильнее вторых. При этом, получая книгу, они лишаются своей собственной силы. И, если кто-то эту книгу украдет, то все, ведьма перестает быть ведьмой. Это переиначенная легенда о чернокнижниках. Чернокнижники в фольклоре Украины, Белоруссии и России - обычные люди, натолкнувшиеся на мифическую Черную Книгу, в которой есть заклинания и к которой привязана пара-другая бесов и мелких демонов. Укравший эту книгу получает магическую силу и сверхъестественных слуг, а прежний хозяин лишается всех способностей, иногда умирает и сходит с ума.
Книга же, которая передается из поколения в поколение в семье ведьмы, представляется в легендах чем-то вроде полевого дневника и сборника рецептов. Ведьма останется ведьмой, даже если у неё эту книгу сопрут или она будет уничтожена. Знаний лишится, будет вынуждена изобретать велосипед, вместо того, чтобы взять готовое, но магические способности, согласно легендам, таки останутся.
Видно, что автор попытался провести интеграцию старых преданий в тексты, но у него это плохо получилось. Потому что две совершенно разных легенды. И то, что плохо получилось, не со злобы говорю, а потому, что в книгах из-за этого ошибки в логике проскальзывают. Видно, что автор знал два исходных варианта этих преданий, но с какой-то радости совместил их (хотя они о разных вещах). В тексте-то совместил, а вот в голове - нет. А потому там и книжницы, потерявшие книгу, могут колдовать, и ведьмы без книг, считающиеся слабенькими, затыкают за пояс несколько сильнейших ведьм-книжниц.
2) Белый приворот, черный приворот. Ну, такая вещь, как белый безгреховный приворот вообще в природе зверь невиданный. Это легенда такая, которая существует в народном сознании, но наличие которой отрицается старыми преданиями и легендами. При этом предания в книге вроде бы использованы, но - опять-с шиворот-навыворот.
Самое интересное заключается в том, что ведьма Магдалина привораживает всех без разбора в надежде на то, что они будут выполнять её просьбы. Ирония судьбы заключается в том, что, согласно классическим мифам о любовном привороте, в человеке просыпаются именно те чувства, которые соответствуют его представлениям о любовной симпатии. И это вот может очень сильно отличаться от тех картинок, которые мелькают в голове у того, кто проводит ритуал. То есть, если у привороженного симпатии проявляются в том, чтобы посадить свою любовь на короткий поводок и контролировать каждый шаг, то именно это ведьма, по логике вещей, и получит. Вместо этого перед Магдалиной стелются все, причем даже очень серьезные и далеко не сентиментальные личности.
3) Цвета свеч. Как будто имеет значение, какого там цвета свеча, если человек работает с настроем, Силой и прочими вещами, в книге описанными. Но, тем не менее, разделение по цветам четко проводится: красные - для любви, зеленые - для денег, черные - для порч. Это, ммм, распространенное суеверие, живущее в народном, опять же, сознании. При этом, вроде бы, автор должен во всем этом разбираться, нет? Или, хотя бы просто опираясь не на предания и содержание народного сознания, руководствоваться логикой. Ведь если Магдалина работает напрямую с огнем и магиццкой Силой, то какая ей разница, какого оттенка свечной воск?!
4) "Библия ведьм", хе-хе. Такая мифическая книжка, которая древнее всех остальных ведьмовских книг. И дает больше маны. По случайному стечению обстоятельств "Библия ведьм" достается именно Магдалине. Ничего название этого артефакта не напоминает? Мне вот, например, приходит на ум книга из аниме "Черная библия".
И так далее... Ладно, ладно, все эти игры с магией, чем-то потусторонним и выходящим за пределы обыденного трудно описывать. Трудно написать персонажа-ведьму так, чтобы у неё и мышление было ведьмовское, и антураж соответствовал, и логика во всей этой шмагической стороне повествования присутствовала, да еще чтобы и использованные предания гладко на ткань повествования ложились и красиво вплетались.
Кстати, вот насчет мышления. У Магдалины - мышление есть. В основном оно проявляется в спорах с внутренним голосом. И героине "Пятидесяти оттенков серого" со своей внутренней Богиней до Магдалины далеко: этот внутренний голос дает в меру разумные советы, ведет себя самостоятельно и, вообще, отождествляет себя с существом мужского пола. Это такой колоритный внутренний голос, который думает самостоятельно и склоняет глаголы от лица мужского рода, наплевав на то, что сидит в женском теле. Видимо, это анимус... или еще чего похуже.
А еще Магдалина абсолютно непоследовательна. Пять минут назад хотела одного, через десять минут хочет того, от чего отказывалась. Именно поэтому в книгах и нет сюжета, потому что скачки Магдалины туда-сюда я сюжетом считать отказываюсь. Это больше похоже на попытки автора организовать Магдалине как можно больше проблем, чтобы она как можно дольше прыгала туда-сюда и создавала эффект активного развития событий.
И чего я к бедной ведьме Магдалине прицепилась, скажите вы. Ведь кроме главного персонажа, фактов, аллюзий и сюжета в книгах могут быть смачные и живые второстепенные персонажи, ради которых книги и стоит читать! Или еще что-то такое может быть.
Про отсылки к легендам о ведьмах я уже написала. Плохо там с аллюзиями на древние предания. А факты... если кто из ювелиров или деревенских обитателей эти книги прочтет, то они будут плеваться на факты, которые ювелирного дела касаются или деревенского быта. А если кто другой прочтет, то будет плеваться примерно так же.
Так вот, все второстепенные персонажи здесь плоские и похожие друг на друга. С отличающимися обликом, биографиями и характером. Но выглядят при прочтении - одинаково.
Что еще есть? Отсутствие внутренней логики повествования. Например, как уже отмечалось, ведьма Магдалина занимается плетением охранных заклятий, которые делают человека неуязвимым. И никто еще эти заклятья не обошел. Во всяком случае, такое заявление выдвинуто в тексте в качестве аксиомы. В самой первой книге человека, находящегося под подобной защитой, взрывают вместе с машиной.
Или, например, фортели со внешностью главной героини. В первой книге у неё есть грива русых волос, затем - её подруга детства упоминает о том, что в юности у Магдалины волосы были черные от природы. После читатель с удивлением узнает, что Магдалина от природы блондинка. А то, что они были русые в первой книге, так это от того, что она их выкрасила в такой цвет. Как-то сложно читать текст, создатель которого так и не определился с тем, как именно выглядит главный персонаж.
В первых книгах ведьма Магдалина не хочет замуж, потому что слишком неудобно, да и вообще, женщина она свободолюбивая; в четвертой-пятой она туда рвется, потому что... ээээ, я так и не поняла, почему, но то ли из-за того, что все уже знакомые замужем и с детьми, то или потому что никто раньше замуж не звал, а тут нашелся человек, который предложил кольцо, руку, сердце и штамп в паспорте.
В общем, проблески мысли есть в той книге, в которой Магдалина заболевает раком. Это, кажется, вторая часть дивной эпопеи о приключениях ведьмы в большом городе. И это именно то, почему я продолжила читать дальше (ну, первый том-то слили, зато во втором вроде бы мысль появилась и логика хоть какая-то, может, в третьем будет круче и мыслей станет больше?!..). Фиг мне, а не эволюция автора. В третьей, четвертой и пятой, которую я бросила в начале, все мысли вообще куда-то пропали, а отсутствие внутренней логики повествования заменилось торжеством абсудра.
Книги из этой серии полезны в путешествиях тому, у кого болит голова из-за поездок и кому нужно быстро отвлечься на хоть какой-нибудь текст, не требующий осмысления. Да и вообще, ситуации разные бывают, в путешествиях это чудо издательской промышленности может пригодиться не только за этим.
P.S.: Тем не менее, задумка нормальная. Но с воплощением ей не повезло. Увы.